понедельник, 24 мая 2010 г.

Приоритеты университетского образования.Важность Филологического образования



Разумеется, вопрос о пользе фундаментальных знаний и стоящих за ними образовательных традиций возникает не только применительно к филологии. Свою уязвимость в вопросе о престижности и коммерческой пользе более или менее остро ощущают все университетские направления подготовки – от истории и философии до физики и биологии.



Что же делать? Мужественно примириться с требованиями реальности? Но правильно ли их понимает большинство сегодняшних граждан, в том числе отцов и матерей абитуриентов? Не принимают ли они сегодня за недостатки именно достоинства университетского образования?

Этот вопрос поставлен в уже приводимой нами статье ректора МГУ им. М. В. Ломоносова. “В традициях российской системы университетского образования, – говорит академик В. А. Садовничий, – всегда была ориентация на глубокие, прежде всего фундаментальные знания. Выпускник университета, получив солидную фундаментальную подготовку, мог затем творчески освоить конкретные сферы деятельности, в которых ему предстояло работать… Да и сегодня, как и раньше, после непродолжительной, так сказать, “доводки” по месту работы выпускник университета, как правило, становится хорошим специалистом… Сейчас ситуация меняется: во все возрастающей степени начинают превалировать краткосрочные запросы учащихся, желающих получить от учебы в университете немедленную отдачу и сразу после окончания университета быть востребованными на рынке труда. Для удовлетворения таких запросов университетам следует максимально приблизить процесс обучения к реальному производству и в большей мере, чем это было принято до сих пор, давать своим выпускникам конкретные умения.

Вместе с тем, хотелось бы предостеречь от попыток исключить фундаментальные знания из университетского образования или даже просто понизить их роль в процессе обучения. Без фундаментальных знаний невозможно понимание природы явлений, а следовательно, и невозможно обучение специалистов, которые будут не бездумными исполнителями, а творческими работниками, способными осуществить инновационное развитие соответствующих областей экономики… Другой важный аспект – только человек, получивший глубокое фундаментальное образование, способен комплексно, системно оценить все последствия тех или иных управленческих решений и только он способен обеспечить условия для устойчивого развития общества. В современных условиях университетские выпускники должны уметь ставить задачи, управлять процессами и просчитывать последствия различных решений. Фундаментальное образование является основой для последующего обучения и переподготовки человека на протяжении всей жизни, что имеет чрезвычайно большое значение в современном обществе, в условиях небывалой скорости смены технологий”.

Итак, фундаментальность университетского образования является главным его достоинством и ни в коем случае не подлежит редукции – не говоря уже об отмене (что не исключает, однако, необходимости совершенствования учебных программ, о чем мы подробнее скажем ниже). Но в таком случае, может быть, одна из основных проблем “классических” университетов ныне – неумение объяснить абитуриенту, выпускнику и работодателю преимущества собственного типа и уровня подготовки? Причем объяснить доступно, сообразуясь с представлениями этих категорий людей о сегодняшнем мире, его законах и ценностях, да еще и наглядно, привлекая подлинно современные методы и технологии, данным группам населения привычные. В самом деле, почему на то, чтобы внушить старшекласснику с его еще во многом детской психологией, что тот или иной голливудский блокбастер (или новая рок-группа) решительно лучше всех прочих, в наше время тратятся немалые деньги и время. А то, что специальность “Филология” шире, глубже и в конечном итоге полезнее для жизненной самореализации, чем, например, “Документоведение” или “Связи с общественностью”, будущий абитуриент вынужден осознавать, в лучшем случае вслушиваясь на Дне открытых дверей в выступления сотрудников филологических факультетов, как правило, представляющих научные традиции собственных кафедр и подразделений.

Авторы намеренно прибегают к полемическому заострению, чтобы сделать суть проблемы яснее. Представителям естественных или точных наук, возможно, убедить выпускников школ в нужности собственных специальностей проще. Можно сослаться на высокие технологии как основу современной цивилизации, на неиссякаемые и в конечном итоге всегда хорошо оплачиваемые нужды оборонной промышленности, упомянуть Силиконовую долину в качестве примера баснословных доходов программистов и т. п. Но гуманитариям, и в особенности филологам, чья практическая полезность не столь очевидна неискушенному уму абитуриента, необходимо обратить особое внимание именно на рекламу или, выражаясь языком современного бизнеса, правильное позиционирование своей специальности на рынке образовательных услуг.

Но для этого презентационную привлекательность своей специальности в новых экономических условиях – то есть не ее научный авторитет, а коммерческую выгоду, пусть и не моментальную, предстоит уяснить прежде всего самим филологам. Сделать это одновременно и нелегко, и достаточно просто. Нелегко, потому что речь идет об определенной перестройке сознания нескольких поколений преподавателей: трудно примириться с тем, что приоритеты, ранее считавшиеся незыблемыми (теоретические исследования, обучение, помощь людям в серьезном вдумчивом чтении), ныне все более отодвигаются на второй план. Достаточно же просто – потому, что и в нынешних условиях филология нужна и полезна, пусть и в иных аспектах своей многообразной внутренней структуры.

Действительно, даже сегодня, на том уровне развития российской экономики, который трудно назвать благополучным, низкий престиж филологического образования в определенной степени неизбежен лишь при узком понимании сферы профессионального применения филолога (учитель, сотрудник бюджетной организации в сфере науки, образования, культуры). В противовес этому широкое понимание поля деятельности выпускника филологического факультета в современной ситуации чрезвычайно выгодно и, безусловно, приоритетно.

В самом деле, практика показывает, что (как, впрочем, и любой выпускник с дипломом “классического” университета), филолог в состоянии найти себя во многих областях деятельности, в том числе самых престижных. Получившие специальность “Филология” выпускники ныне работают в многочисленных коммерческих фирмах, как отечественных, так и зарубежных, переводчиками, секретарями, офис-менеджерами, заведующими персоналом и т. п. Немало филологов находят работу в банках (и это именно работа по специальности – например, редактирование различной документации), дипломатических учреждениях, в издательском деле, в рекламе, в сфере управления. Мало того, в большинстве случаев шансы филолога на успешную карьеру в этих областях оказываются выше, чем у выпускников специализированных вузов. Чем это объясняется?

Профессиональную подготовку, необходимую для благополучной реализации в сфере рекламы или масс-медиа, студент действительно может получить сегодня в самых разных местах. Но в специализированных вузах у него вырабатываются преимущественно прикладные умения и навыки, необходимые для практической работы делопроизводителя, пиарщика, редактора. На филологическом же факультете университета обучающийся приобретает прежде всего обширные фундаментальные и “фоновые” знания – от теоретических постулатов, методологических принципов различных наук и информации о культурных достижениях человечества до практического лингвистического материала и корпуса художественных произведений с античности до наших дней.

“Информационный удар”, который приходится выдерживать обучающимся на филологических факультетах, действительно силен и доступен не всем вчерашним школьникам. Несколько одновременно изучаемых языков, многостраничные списки научных монографий и литературных произведений, предназначенных для обязательного освоения, способны вызвать (и вызывают) ужас у сегодняшних студентов, как правило, не приученных с детства к регулярному чтению и шире – к самостоятельному интеллектуальному труду. Справедливости ради следует признать, что в нынешних программах дисциплин и списках литературы содержится порой и немало избыточного. Долг преподавателей – постоянно совершенствовать эти программы и соизмерять свои требования как с силами студентов, так и с реальными потребностями современной жизни. А для этого необходимо признать, что в каждой отрасли знания накоплено сегодня столько информации, что принципиально возможно лишь ее выборочное усвоение отдельным человеком. Суть обучения поэтому сводится ныне преимущественно к выработке навыков поиска и получения нужных сведений, их структурирования и самостоятельного применения.

Но сказанное не отменяет главного. Именно фундаментальные и “фоновые” знания формируют в выпускнике филологического факультета способность к самостоятельным суждениям, позволяют ему создавать собственные научные концепции и вырабатывать новые практические умения в изменяющихся обстоятельствах. Недаром и ранее, и теперь считается, что лучшие учителя выходят из университета, а не из пединститута. Ведь выпускникам филфаков известно не только то, как правильно изложить тот или иной учебный материал, им есть и что изложить, чем заинтересовать, чему научить школьника. Лучшие журналисты, редакторы и переводчики также получаются из выпускников филологических факультетов, потому что последние имеют широкий кругозор, получают представление о культуре и литературе разных эпох и регионов, умеют сопоставлять факты истории и современные закономерности разных языков и т.п.

Прикладные знания можно получить достаточно быстро. Всего за несколько месяцев вполне возможно стать верстальщиком, корректором или квалифицированным секретарем-референтом. Способен ими стать и филолог (как правило, доучившись самостоятельно на рабочем месте под наблюдением опытного сотрудника). Но для филолога в большинстве случаев это будет “промежуточная” сфера деятельности, лишь одна из ступенек в профессиональной карьере – в то время как для человека, получившего специализированное образование, данное место может оказаться единственно доступным жизненным поприщем. У выпускников филологических факультетов в идеале присутствует вечная настроенность на поиск нового знания, нового применения собственных талантов. А кроме того – критичность в восприятии окружающего мира и стремление организовать вокруг себя наилучшим образом профессиональную и общественную среду.

Комментариев нет:

Отправить комментарий