14-15 июня 2012 г. на факультет прошел Международный научный симпозиум «Книжность этноконфессиональных культур прошлого и настоящего: методология, методика и практика исследования».
Организатором симпозиума выступил Национальный исследовательский Томский государственный университет при поддержке РГНФ.
Современная цивилизация характеризуется повышенным вниманием к проблеме взаимодействия между конфессиональными культурами. Они строят свою жизнь на основе религиозного (священного) текста и поэтому могут стать «исследовательской площадкой» для решения вопросов о динамической связи этноконфессиональной книжности с самыми разными формами социальной и культурной практики.
Это определило проблемное поле симпозиума «Книжность этноконфессиональных культур прошлого и настоящего: методология, методика и практика исследования», призванного обобщить опыт изучения конфессиональной книжности в различных этнических, социальных и территориальных средах.
Конфессиональный текст имеет свою специфику. Он глубоко символичен, предполагает толкование и требует особой читательской подготовки. Это обстоятельство делает крайне важным понимание общего и особенного в его создании и бытовании. Впервые в научной практике была предпринята попытка собрать вместе специалистов из разных областей гуманитарного знания – филологов, историков, философов, культурологов, религиоведов для того, чтобы обсудить задачи и перспективы изучения системной зависимости «человек – религиозный текст – среда».
Работа симпозиума была организована*** таким образом, чтобы у участников была возможность познакомиться с исследовательскими подходами коллег из смежных, но редко пересекающихся областей научного знания и иметь возможность для дискуссии.
Первый день был посвящен развернутым докладам, представляющим разные конфессиональные культуры. С докладами, посвященными различным аспектам бытования кириллического текста и методам его изучения выступили д.филол.н. О.Н.Бахтина, проф. каф. русской и зарубежной литературы Томского государственного университета («Роль конфессиональной книжности в жизни общества прошлого и настоящего»); д.и.н. И.Н.Данилевский, заведующий кафедрой истории идей и методологии исторической науки Высшей школы экономики («Конфессиональные тексты как источник по истории Древней Руси: к постановке проблемы»); д.и.н. В.В. Керов, профессор кафедры истории России Российского университета дружбы народов («Щета убытка и прибытка…» хозяйственная книжность как форма социокультурной коммуникационной культуры»); д.и.н. Е.Е. Дутчак, профессор кафедры отечественной истории Томского государственного университета («Конфессиональный текст и процессы формирования регионального социума: «мы – христиане, сибиряки, а раньше по паспорту писались русскими»).
«Восточная» конфессиональная традиция была представлена в докладах д.и.н. И.П.Глушковой, г.н.с. Центра индийских исследований Института востоковедения РАН («Из склепа на пьедестал. «Днянешвари», бог Витхоба и Махараштра (Индия) и д.филос.н. А.А.Базарова, в.н.с. Центра восточных рукописей и ксилографов Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН («Литература парчин в Бурятии: между философией и ритуалом»).
Уже первый день работы симпозиума обозначил ключевую проблему – что следует считать «конфессиональной книжностью», насколько широко или, наоборот, сужено следует употреблять это понятие. Для одних исследователей с конфессиональной книжностью связывается только жизнь Священного текста, Книги с большой буквы, для других любой текст, отражающий конфессиональное сознание его создателей и хранителей.
Второй день работы симпозиума начался с секционных заседаний. Доклады участников проходили в рамках пяти секций.
На первой секции «Проблемы поиска и введения в научный оборот памятников конфессиональной книжности» (рук. Е.И.Дергачева-Скоп, О.Г. Ровнова) были заслушаны и обсуждены доклады: д.филол.н. Е.И. Дергачевой-Скоп об итогах и перспективах археографического изучения Сибири, А.А.Юдина об источниках так называемого Третьего Азбуковника и специфических особенностях Томского списка этого памятника, д.и.н. С.В. Бураевой об апокрифических сочинениях в старообрядческой книжности Забайкалья. Д.и.н. В.А.Есипова рассказала о палеографических проблемах описания рукописей на бересте ХХ века, к.филол.н. О.Г. Ровнова представила современную уникальную старообрядческую рукопись из Южной Америки, поставив проблемы жанрового определения произведения и принципов его публикации.
На второй секции «Конфессиональный текст и литературное произведение: проблемы взаимодействия» (рук. Л.А. Ходанен, И.А. Поплавская) на разном материале: повесть А.С.Пушкина «Выстрел» в докладе д.филол.н. И.А.Поплавской, неоконченное стихотворение М.Ю.Лермонтова «Это случилось в последние годы могучего Рима…» в докладе д.филол.н Л.А. Ходанен, проза А.Ремизова 1920-х гг. в докладе к.филол.н. З.А. Чубраковой, роман Ф. Горенштейна «Псалом» в докладе к.филол.н. Т.Л.Рыбальченко, произведение С. Алексиевич «Чернобыльская молитва» в докладе Сайни Сону (Дели, Индия) были рассмотрены формы восприятия и интерпретации библейских текстов, приемы введения священного текста, причины цитирования, особенности трактовки Нового Завета и т.д.
В докладах рассматривался круг актуальных проблем методики анализа и теоретико-методологических принципов интерпретации христианской проблематики в русской литературе XIX−ХХ столетия и были представлены модели исследовательских стратегий в современной филологии: в частности, рассматривался вопрос о характере и особенностях методологии секулярного (научного) и религиозного (богословского) литературоведения.
На третьей секции «Конфессиональная книжность как индикатор социальных изменений» (рук. И.П. Глушкова, О.А. Жеравина) были представлены доклады, охватывающие вопросы конфессиональной книжности широкого географического ареала, включающего Пиренеи и Латинскую Америку, Украину, европейскую часть России и Сибирь, Поволжье и Армению. Широким оказался и хронологический диапазон – от средневековья и раннего нового времени до сегодняшнего дня. Было заслушано шесть докладов, в которых проблематика секции раскрывалась на материалах украинской и русской полемической литературы XVI−XVII вв. (к.и.н. Т.А. Опарина), письменной традиции староверов-«самокрестов» (Е.А. Агеева), богослужебных певческих книг староверов-странников (канд. искусствоведения Т.Г. Казанцева), книжности духовных христиан-молокан (канд. культурологии Л.Г. Жукова), университетских уставах Саламанки XVI в. (к.и.н. О.А. Жеравина), документах испанской инквизиции г. Сьюдад Реаль (к.и.н. Г.С. Зеленина). При всем разнообразии предметов проведенных исследований их результаты, прозвучавшие в докладах, позволили в каждом отдельном случае представить социальный фон и его трансформации, связанные с процессами, проистекающими в рамках этноконфессиональных книжных культур.
На четвертой секции «Конфессиональная книжность в историко-культурном контексте» (рук. М.И. Никола, Н.И. Сазонова) были заслушаны следующие доклады. Д.филол.н. М.И.Никола («Откровения Божественной любви» Юлианы из Нориджа и «Книга Марджери» М.Кемп из Линна как образцы английской духовной прозы конца XIV – начала XV вв.) показала индивидуальность каждого автора, их вклад в становление письменного языка и литературной традиции английского средневековья. В докладе к.филол.н. М.Н.Климовой «Святость и соблазн (образ Марии Египетской в русской литературе)» был рассмотрен процесс отражения выдающегося агиографического памятника, Жития Марии Египетской в русской литературе Нового времени: от И.С.Аксакова до современной исполнительницы авторской песни С.Копыловой. В докладе д.филос.н. Н.И.Сазоновой «Антропология в конфессиональном тексте: к проблеме взаимодействия текста и культуры (на примере православного богослужебного текста)» осмыслены теоретические и методологические проблемы изучения конфессионального (богослужебного) текста в качестве источника постижения особенностей религиозного сознания и на примере литургической реформы патриарха Никона была рассмотрена трансформация духовных смыслов книжных текстов и ее влияние на культурное развитие России.
На пятой секции «Коммуникативная ситуация: носитель книжной культуры – конфессиональный текст – исследователь» были представлены доклады д.и.н. Я.Г. Шемякина « О характере соотношения Текста, Языка и Шрифта в цивилизациях «пограничного» типа»; д.филос.н. С.С.Аванесова «Аллегорическое и буквальное в герменевтике сакрального текста»; к.и.н. О.Д. Шемякиной «Манихео-гностический комплекс «бедного рационализма». К вопросу о скрытой религиозности в научном дискурсе»; Е.А.Ким «Взращивание плодов веры»: к проблеме интерпретации полевых экспедиционных материалов немецких исследователей Сибири первой половины XVIII в.; к.и.н. К.А. Кузоро «Применение метода компаративного анализа при изучении трудов российских церковных историков XVIII−XIX вв.», д.и.н. О.М.Рындиной «Берестяные табакерки хантов как мифологический текст (к проблеме толкования)»; к.и.н. Л.Н. Приль «Женские тексты таежной общины-изолята: к проблеме содержания и смысла»; к.филол.н. Г.Н.Стариковой «О проекте «Томского старообрядческого словаря» (на материале бытовых текстов общинников)».
По мнению руководителей этой секции Я.Г. Шемякина и О.М. Рындиной, результаты работы секции свидетельствует о том, что изучение коммуникативной ситуации «исследователь – текст» требует специального развития междисциплинарных подходов, с помощью которых в дальнейшем и можно будет анализировать смысловые «ядра» разных этноконфессиональных сообществ и роль человека – как исследователя, так и носителя конфессиональной традиции – в сохранении этнокультурных комплексов.
Симпозиум завершился «круглым столом» − «Перспективы конфессиональной книжной культуры в современной цивилизации» (ведущие В.В. Керов, О.Н. Бахтина). Помимо подведения общих итогов работы симпозиума, на нем состоялось обсуждение доклада д.философ.н. В.Н. Сырова «Перспективы конфессиональной книжной культуры в современной цивилизации: роль конфессиональной книжности в сохранении книжной культуры». Исследователь обратил внимание присутствующих на то обстоятельство, что именно конфессиональный текст требует особых читательских практик, сохраняющихся и сегодня несмотря на порой резко изменяющиеся условия жизни общества. На материале таких традиционных религиозных культур, как старообрядчество, буддизм, индуизм, молокане и др. была выявлена типологическая общность в использовании Священных текстов в прошлом и настоящем. С одной стороны, Священный текст по-прежнему обладает авторитетом богодухновенного текста, с другой – статус конфессионального текста получают и комментарии к нему.
Особое значение имеет, на наш взгляд, мнение, высказанное в дискуссии о том, что сакральное содержание может иметь разные воплощения, поэтому наряду с развитием методик исследования смыслов этноконфессиональной книжности, необходимо изучение как её графики, так и материальной среды возникновения и бытования этноконфессиональных текстов.
Общий вывод работы симпозиума состоит в том, что при определении социальной роли конфессиональной книжности следует исходить из основных принципов системного подхода, являющегося методологической базой изучения этноконфессиональных культур прошлого и настоящего. Именно Книга (Священный текст, его толкования, комментарии, сочинения отцов церкви, выдающихся проповедников, Учителей и наставников) становится основанием для системного анализа процесса сохранения и развития той или иной этноконфессиональной общности. Участие в работе симпозиума представителей различных гуманитарных наук, занимающихся изучением разных историко-культурных объектов, позволило поставить вопрос о типологии конфессиональной книжности, о возможности создания обобщенной модели коммуникативной ситуации: Человек – Книга – социальная (конфессиональная) Среда.
Участники симпозиума пришли к выводу о теоретической и практической значимости и актуальности обсуждавшихся проблем и необходимости дальнейших усилий по их решению.
Молодые ученые, присутствовавшие на пленарном заседании и участвовавшие в работе секций, получили прекрасную возможность общения с ведущими специалистами с целью установления научных контактов и повышения своей профессиональной компетенции.
По итогам симпозиума будут опубликованы статьи специалистов, в том числе участвовавших заочно, в разных сериях Вестника ТГУ (издание ВАК), а также материалы Круглого стола (резюме докладов, вопросы, реплики, выступления, дискуссия).
В подготовке и проведении симпозиума приняли участие магистранты исторического факультета ТГУ, проходящие научно-организационную практику (рук. д.и.н. Е.Е. Дутчак) – А. Бузанова, О. Говорчук, И. Казаков, А. Леонова, Н. Лисина, Р. Лукьянов, В. Матюжина, О. Матюхина, А. Рогалева, М. Юрьева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий