среда, 18 апреля 2012 г.

Крупнейший мыслитель XX века

Михаил Михайлович Бахтин (1895-1975) - крупнейший мыслитель XX века, работы которого в области философии и филологии ныне считаются классическими. Родился в Орле. Окончил филологический факультет Петроградского университета. С 1920 начал педагогическую и литературную деятельность. В книге "Проблемы творчества Достоевского" (1929) вводит в обиход филологии представление о "полифонизме" текста, то есть таком типе повествования, когда слова героев звучат как будто из разных независимых источников - так игра разных инструментов в ансамбле образует полифонию. В противовес "монологическому" слову большинства писателей проза Достоевского "диалогична". Философское понимание культуры как диалога, вырастающее у Бахтина из наблюдений над прозой Достоевского, привело к революции в социолингвистике
и заложило основание современной культурологии.
Переворот в теории литературы вызвала работа Бахтина "Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса" (завершена в 1940, опубликована в 1965). Бахтин показал, что литература имеет корни в "народных праздниках" - карнавалах и мистериях древности. В целом работы Бахтина, посвященные исследованию западной литературной традиции, остаются революционными до сих пор и по сути открывают целый новый мир - мир мифо-ритуальной традиции, которую Бахтин увидел в карнавале и связал с народной смеховой культурой . Сейчас становится ясно, что дело не столько в "народности" этой культуры, сколько в ее традиционной обрядовости, которая позволяет передавать предания из глубины веков "живым примером", вне письменной фиксации.
Для творчества Бахтина была характерна социологическая направленность. Ряд своих работ, как считают некоторые исследователи-литературоведы, он опубликовал "под маской", пользуясь псевдонимами "В. Н. Волошинов" (книга "Философия и социология гуманитарных наук") и "П. Н. Медведев" (книга "Формальный метод в литературоведении"). В настоящее время исследованию творчества Бахтина посвящены десятки монографий, выходят специальные журналы, где наследие мыслителя рассматривается с разных сторон (например, журнал "Диалог, Карнавал, Хронотоп"). Наблюдается и определенное недопонимание позиции и представлений Бахтина - ряд западных исследователей упрощает его идеи, сводит открытия Бахтина, в частности его представления о карнавализации бытия, к воспеванию "телесного" и индивидуалистического начала в человеке. Сам же Бахтин в своей работе "К философии поступка" ясно говорил об "архитектонике личности" как необходимости жить не в сфере абстракций, а в реальном мире - и отвечать за свои поступки. Труды Бахтина дали мощный импульс развитию целого ряда научных дисциплин - и пусть некоторые идеи были намечены им приблизительно, ныне они получают развитие и продолжение в работах целых научных школ.
Бахтин писал о критерии истинности гуманитарного знания, ключевым моментом которого является "выяснение внутреннего ядра личности, в отношении которого возможно только чистое бескорыстие". Мировая наука получила в лице Бахтина не просто одного из наиболее глубоких мыслителей XX в. - русский ученый с его идеями культуры как диалога поставил проблему, к которой западная философия не была готова. Заметим, что сам ученый прожил жизнь, которая кажется в некотором смысле "сказочной", исключительной: он смог плодотворно работать все время, не поступаясь своим личным и научным достоинством.
С 1957 руководил кафедрой литературы Мордовского государственного университета в Саранске.


9 комментариев:

  1. Сколько буков много... Кто коротко мне объяснит, что же такое сотворил Бахтин,.. коллеги?)

    ОтветитьУдалить
  2. Не букв, а слов). Мы между прочим изучали работы М.М.Бахтина с самого 1-го курса)) Так что Михаил Михайлович для нас не чужой человек))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ну так в чём самая соль-то, я не пойму? Что он открыл такого, что на слуху, чем жил человек?

      Удалить
  3. Исследователь языка, эпических форм повествования и жанра европейского романа. Создатель новой теории европейского романа, в том числе концепции полифонизма (многоголосия) в литературном произведении. Исследуя художественные принципы романа Франсуа Рабле, Бахтин развил теорию универсальной народной смеховой культуры. Ему принадлежат такие литературоведческие понятия, как полифонизм, смеховая культура, хронотоп,карнавализация, мениппея (эвфемизм по отношению к главной и ведущей линии в развитии европейского романа в «большом времени»).

    ОтветитьУдалить
  4. эээ... спасибо, коллега. А что есть хронотоп, и как вы относитесь к данной концепции? Считаете ли её перспективной?

    ОтветитьУдалить
  5. Хронотоп - время и пространство- не может быть не перспективным, так как это главная черта любого художественного произведения.

    ОтветитьУдалить
  6. Ретроспективное выражение времени, пространство исторического прошлого. А у Вас??

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Как чудесно, должно быть, сударыня, окунуться в чарующую атмосфэру девятнадцатого века! *вспоминает стиль Н.Ж.*
      У меня? Да я как-то не задумывался никогда... Пожалуй, пространство русской деревни и время "циклическое", с некоторым оттенком "инаковости" и "телесности" ;)

      Удалить